Археологический фольклор

Главная страница  |  Археология.РУ - Новости археологии вКонтакте

Сказать "СПАСИБО" сайту Археология.РУ

Поиск на сайте:    

24 августа 2013 года вступает в законную силу подписанный Президентом России Законопроект № 217902-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии". Если вы увидите людей, ведущих поиск археологических предметов с помощью металлодетекторов или торгующих находками, позвоните пожалуйста в полицию по телефонам 02 или 112

Археологические песни: историко-культурные сюжеты

Вы находитесь: Археология.РУ => Археологический фольклор

В этом разделе: Студенческая классика | Современная анакреонтика | Литературный цикл | Историко-культурные сюжеты | "Случайные" песни | Общая классика | Северо-Запад | Юг | Фанагорийский фольклор | Песни Александра Горского | Песни Дмитрия Васильева | Песни О.И. Иохведсона


В данном случае речь не идет о каком-либо устоявшемся цикле, просто песни этой тематики всегда с особой любовью поются в экспедициях. В городском песенном фольклоре 50-х - 90-х (в частности - в фольклоре интеллигенции и студенчества), песен, посвященных древней истории не так много, зато песни с различными элементами критической оценки советской действительности составляли весьма заметное явление.

Херсонес

на мотив "Школы Соломона Фляра"
Записана в экспедиции Херсонесского музея-заповедника (Севастополь) в 1983 г. Предполагаемый автор – О.Я. Савеля. Прислал Shurygin Alex, Израиль

 

Вы теперь стоите в Херсонесе
Это древний город, вам говорят,
Его основали древние греки
Херсонсон прозвали, вам говорят

Здесь когда-то жили только тавры
Жуткие бандиты, вам говорят
Резали пендосов ножичком кремневым
И жарили без смальцу, вам говорят.

Гражданин, не лезь до тавричанки,
Это вам не баба, а экспонат.
Щупать неприлично, негигиенично,
За это бьют по харе, вам говорят.

Гложет зависть скифов - хулиганов
К грекам - коммерсантам, вам говорят
Наточили скифы ножи-аккинаки,
Порешили скифы Херсонес прибрать.

Тут вмешался царь могучей Понты,
царь могучей Понты, царь Митридат:
В Херсонес прислал он Беню из Синопы
А имел тот Беня кличку Диафант.

Прятали скифы ножи-аккинаки,
- Мы проиграли - Бене говорят,
- Мы поиграли, мы уже устали,
Мы пойдем до хаты, Беня Диафант.

Вот такие ужасные драмы
Были в Херсонесе много лет назад.
Поверьте мине детки, поверьте папы-мамы,
Не меньше как майором стал Беня Диафант.

Мезозойская культура

Текст публикуется по электронному варианту сборника песен физико-математической школы № 239 Санкт-Петербурга, составленному в 1990 г.

Вероятно, создавалась эта песня не только как переделка популярной песни "Если любишь", но и, отчасти, как пародия на нее. В студенческих песенниках, кустарно издававшихся в конце 60-х годов,  она приписывалась А. Генкину, но точно установить это пока не удалось. "Канонического" варианта этой песни не существует, количество "дополнительных" куплетов и их вариантов достаточно  велико. Обусловлено это тем, что мелодически, синтаксически и содержательно куплеты легко разложимы на две относительно автономные половины, что облегчает свободное комбинирование половинок куплетов. Способствует этому также и большой объем песни: из двух полузабытых куплетов можно составить один.

Комментарий А. Шафрина: Случайно зашел на ваш сайт в попытке восстановить некоторые слова песни “Хобот мамонта вместе сжуем”. К сожалению, текст этой песни очень сильно изменился. Просто захотелось поделиться.
Возможно, Вам было бы интересно узнать, что автор этой песни - протеиерей о. Александр Мень, сочинивший ее в студенческие годы. О самом авторе говорить не буду. В Интернете о нем море  информации. Кстати, он очень глубоко интересовался археологией, поскольку она была необходима для его работ и, особенно для его диссертации. Канонический вариант песни существует в  исполнении автора http://www.alexandrmen.ru/sounds/hobot.wav в кругу друзей (старая запись, очень плохое качество). Называлась она “Помнишь первобытную культуру?" и, по-видимому, удалась.  Андрей Шафрин

  

Помнишь мезозойскую культуру:
У костра сидели мы с тобой,
Ты на мне разодранную шкуру
Зашивала каменной иглой.
Я сидел, небритый и немытый,
Нечленораздельно бормотал.
В этот день топор из неолита
Я на хобот мамонта сменял.
    Если хочешь - приди
    И в пещеру войди,
    Хобот мамонта вместе сжуем.
    Наши зубы остры,
    Не погаснут костры,
    Эту ночь проведем мы вдвоем.

В дымном полусумраке пещеры,
Где со стенок капала вода,
Анекдот времен архейской эры
Я тебе рассказывал тогда.
Ты иглой орудовала рьяно,
Не подняв своих косматых век:
Ты была уже не обезьяна,
Но, увы, еще не человек.
    Если хочешь - приди...

Помнишь наше первое свиданье
Над лесной извилистой рекой?
Слышалось урчанье и ворчанье -
Мы с тобою шли на водопой.
Ты сказала: "Вся в твоей я власти,
От любви, как от огня, горю!" -
И в порыве тихой, нежной страсти
Откусила напрочь мне ноздрю.
    Если хочешь - приди...

До сих пор я часто вспоминаю
Темный вечер высоко в горах,
Как тебя сырую доедая,
Плакал я, от ревности горя.
И ночами снится мне недаром
Холодок базальтовой скалы,
Тронутые ласковым загаром
Руки волосатые твои.
    Если хочешь - приди...

В веке нашем нынешнем, двадцатом,
Не похожем так на мезозой,
Бритым, аккуратным, неизмятым
На свиданье я приду с тобой.
И тебе скажу я без оглядки,
Что тебя без памяти люблю -
Человека с головы до пяток,
Обезьяну милую мою.
    Если хочешь - приди...

Про два монастыря

Публикуемый текст записан от В. Фисенко в 1990 г.

В библиотеке М. Москвина (Интернет) содержится следующая информация об этой песне: "Об авторстве мнения разделились…: то ли Львович, то ли Муравьев (оба жили 10 лет назад в Казани)…  Борис Вайханский из Минска… пел ее на концертах еще в семидесятые. В основе лежит реальная история. В Ростове Великом есть два монастыря, говорят, когда-то действительно прорыли там  монахи и монахини подземный ход". Особой любовью песня пользуется у женской половины экспедиций: ключевые слова: "А в это время женщины копали…" нередко выкрикиваются  исключительно женским хором.

 

Легенду слышал я в далеком детстве,
Не все я помню, честно говоря,
Как в древности стояли по соседству
Мужской и женский - два монастыря.
Монахам без ухода жилось туго,
Жизнь у монашек тоже не сироп.
И вот однажды друг навстречу другу
Они подземный начали подкоп.

Был труден путь до встречи на рассвете,
И грустен я - ну, как тут не грустить! -
Ведь прокопали женщины две трети,
Мужчины же лишь треть того пути.
Они дымок колечками пускали,
Травя за анекдотом анекдот,
А в это время женщины копали,
И продвигались медленно вперед.

Еще причину укажу отдельно,
Я эти штуки знаю наперед,
Монахи, я уверен, параллельно
Вели подкоп под винный погребок.
Они вино крепленное глотали,
Травя за анекдотом анекдот,
А в это время женщины копали,
И продвигались женщины вперед.

Но вот, средь них один нашелся кто-то,
Сказал он: "Братцы, нет на вас креста!
Даешь бесперебойную работу!
Даешь производительность труда!"
Потом монахи долго заседали
И составляли план работ на год,
А в это время женщины копали,
И продвигались женщины вперед.

Не о монахах я теперь печалюсь,
Не стал бы я о них слагать стихи;
Пускай монахи сами отвечают
За их средневековые грехи.
Прошли года - и что теперь судачить,
Кто в глубь копал, а кто копал и вширь.
Но остается главная задача -
Лентяев подводить под монастырь.

Искусствовед

Публикуется по списку из рукописного сборника Н.А. Бондарко.

По сравнению с другими сатирическими песнями, направленными против советской идеологии и действительности ("Царь Николашка, самодержец всей Руси…", " Стакан жемчуга " и др.), эта песня довольно молодая. Широко распространилась она где-то к рубежу 70-х - 80-х годов, но возникла, скорее всего, раньше. Хотя авторство этой песни и первоначальный текст пока не  установлены, невысокая вариативность указывает на то, что тот вариант, который поется, близок к исходному.

 

Эта картина довольно проста,
Это Иванов, "Явленье Христа".
Это - Христос, ну, а это - народ,
Сзади, как видите, речка течет.
    Искусствовед, искусствовед,
    В массы несет просвещения свет (бред).

Эта картина - Грозный Иван,
А вот его сын, он умирает от ран.
Сына Иван погубил своего -
Гневно давайте осудим его!
    Искусствовед, искусствовед...

Это - Кандинский, абстрактная вещь,
Черт знает что намалевано здесь.
Здесь непонятно нам ничего -
Гневно давайте осудим его!
    Искусствовед, искусствовед...

А начиная вот с этой стены,
Дальше - искусство советской страны.
Здесь не какой-нибудь вам модернизм,
Зрелый, здоровый соцреализм!
    Искусствовед, искусствовед...

В начало страницы


subzero repair beverly hills . пластиковые окна Ремонт турбины, ремонт турбин Киев , ремонт грузовых автомобилей киев


По вопросам, связанным с размещением информации на сайте, обращайтесь по адресу: info@archaeology.ru
Все тексты, опубликованные на сайте, присланы их авторами или получены в Сети в открытом доступе.
Если владельцы авторских прав на некоторые из текстов будут возражать против их нахождения на сайте, я готов удалить их
Коммерческое использование опубликованных материалов возможно только с разрешения владельцев авторских прав
При использовании материалов, опубликованных на сайте, ссылка обязательна © А. Трепетов 2000-2002, В.Е. Еременко 1999 - настоящее время
Оптимизировано для Internet Explorer 1280х1024 Страница обновлена 12.03.13